5 Февраля 2016, 17:22

CX-9 – первая машина в истории «Мазды», за которую от начала до конца была ответственна калифорнийская дизайн-студия. И это логично, ведь СХ-9 в Японии не предлагается, поэтому правильно, что нам поручили разработку целиком и полностью – так сказать, от кончика носа до кончика хвоста.

Премиальность начинается с носа
Жюльен Мотюс
Директор по дизайну калифорнийской студии Mazda

Всего у нас в команде тридцать пять человек. Изначально над проектом работало двенадцать, и все боролись за право вести этот проект в качестве главного дизайнера по интерьеру или экстерьеру. Потом дизайнеров стало меньше.

Первый вопрос, на который должен ответить дизайнер, приступая к работе: «Почему?» А дальше идут вопросы «как?» и «что?»

cx3_Mazda_15.jpg

Все мы сейчас находимся на берегу очень сложной переправы. Мир очень сильно меняется, и дизайн вместе с ним. Мы в «Мазде» знаем, что такое «джин бэй тай». Это слияние в одно целое наездника и скакуна. Для нас эта идея очень трепетная, однако не так просто выразить ее в мире, который становится все более цифровым. А мы не должны потерять ощущение «Мазды», которая сейчас все-таки про то, что можно потрогать и почувствовать, а не про все эти цифровые интернет-штучки. И вот над тем, как это выразить и представить в новом мире, мы как раз и работаем.

cx3_Mazda_13.jpg

Два с половиной года назад мы начали изучать поведение людей, которые пользуются машинами такого типа. Мы брали в расчет обычный срез для внедорожников: «Акура MDX», «Инфинити QX70», «БМВ Х5», «Хонда Пилот», «Ауди Q7». Выяснилось, что наши среднестатистические покупатели – это семья: мужчина сорока лет, женщина – тридцати восьми и дети десяти и четырех лет. Именно эта ячейка общества покупает наши машины, а кто их водит и в какой момент – это уже внутрисемейные «разборки». У нас даже поменялось техническое задание в дизайне. Мы поняли, что нам нужно еще больше укрепить эмоциональную связь между водителем и автомобилем, чтобы человек гордился тем, что он владеет этой машиной, чтобы он чувствовал тесную причастность к ней. И без этой крепкой эмоциональной связи автомобиль не будет успешным.

cx3_Mazda_11.jpg

Глядя на машины, которые предпочитают домохозяева и домохозяйки, мы еще раз убедились, что «Мазда» – это обязательно дизайн высокого уровня. Мы не можем играть на одном поле с теми автомобилями, которые примечательны своими спецификациями и набором каких-то опций, ради которых машину покупают. Поэтому мы хотели, чтобы по важности значение дизайна составляло минимум 50% от всех значимых характеристик машины. И стало понятно, что нам нужно подтянуть в первую очередь именно эту область, чтобы СХ-9 выглядела более премиальной, более дорогой.

cx3_Mazda_14.jpg

Раньше СХ-9 будто принимала какую-то покорную позу, была слишком послушная, даже забитая что ли. Она как бы повесила «нос» и немного себя  стыдилась. А сейчас мы выпятили ей нос, задрали его чуть кверху и теперь она такая зазнайка! И это первое, что видит человек и наталкивает его на мысль, что этот автомобиль гордится собой и относится, соответственно, уже к другой категории. Поэтому его премиальность начинается с «носа».

 cx3_Mazda_09.jpg

Мы смотрели, как мамы и папы приезжают за детьми в школу, как ребенок залезает в машину. В Америке очень часто соседи подвозят детей-школьников друг друга до дома, поэтому там вся машина часто забита подростками. Отсюда 3-й ряд – musthave! У меня есть жена, но детей пока нет, и я бы не хотел, например, садиться за руль другого нашего японского конкурента, потому что он слишком утилитарный. Зачем тратить время и деньги на него, если есть другая, более эмоциональная машина?

cx3_Mazda_07.jpg

Нельзя путать традиции и тренды.  Когда машина начинает проектироваться, появляется соблазн использовать что-то совсем новенькое. Например,  у «Найка» какой-то новый материал, очень прикольный. Да и другие индустрии тоже непрерывно привносят что-то инновационное. Но дальше наступает момент истины, когда спрашиваешь себя: а действительно ли ты хотел бы в этом интерьере ездить следующие пять лет? И ответ чаще всего «нет». Просто завтра, наверняка, будет что-то другое. Здесь, скорее, нужно смотреть на классические бренды. Вот, например, кто-то занимается сумками. Они годами делают одно и то же, и эти вещи только становятся еще более классическими с каждым годом, и не устаревают. Вот тот подход, которому нужно следовать.

cx3_Mazda_08.jpg

«Мазда» – маленькая компания, мы не можем ошибаться. По нашему мнению, клиент, который покупает внедорожник, чаще всего не нуждается в серьезных внедорожных качествах, поэтому и для нас это не является приоритетом. В наше уравнение не заложена внедорожность, как основное преимущество наших автомобилей, и более того, не заложена такая характеристика, как количество километров, которые машина может пройти на литре топлива, что, с нашей точки зрения, так же не является ведущим мотивом для покупателей наших машин.

 

Нам хотелось показать, что CX-9 – сильный автомобиль, а сила машины создается устойчивостью, стабильностью поведения и солидностью. И здесь главным является вот эта трапециевидная форма, которая, кстати, очень типична для работ немецких дизайнеров, которые мы считаем образцово-показательными. Именно в таких формах они изображают автомобиль, чтобы он получился сильным, напористым. Поэтому и для нас была важна такая форма.

Еще одна дизайнерская идея. Когда вы управляете яхтой, у вас все детали, носовой релинг, элементы (составляющие, фрагменты) палубного настила перед вашим носом сходятся в одну точку, ту, в которую вы собственно и стремитесь. И когда вы скачете на лошади, и стреляете, у вас тоже впереди та самая одноточечность. Мы хотели сделать дизайн интерьера именно таким, чтобы вы, несмотря на то, что сидите чуть левее или правее, в зависимости от страны, все равно бы чувствовали себя в центре симметрии. И если вы измените хотя бы один угол или деталь, то такого впечатления уже не будет.

cx3_Mazda_04.jpg

Мы применили новый, прогрессивный подход при использовании дерева. Обычно им украшают в салоне части плоской конфигурации. А нам нужно было сделать деревянной вот эту округлую центральную панель. Это было очень сложно, тем не менее мы эту задачу решили, обратившись к японскому производителю гитар. С такой деревянной вставкой ручной работы каждый автомобиль будет уникальным. Конечно, это предложение только для топовых спецификаций, но мы все равно останемся в привычном для нас ценовом диапазоне, так что ничего страшного. Новые дизайнерские веяния именно в таких вещах.    

В передней части салона и на двери у нас применены алюминиевые части. Наш поставщик долго не мог сделать именно так, как мы хотели, но в итоге все получилось.

Как дизайнеру, мне бы хотелось провозгласить, что именно дизайн в «Мазде» «рулит», и что мы тут главные. Но, конечно, на деле это не так, нам приходится дружить с инженерами, и более того, мы сейчас радикально поменяли роль дизайнера. Раньше он отвечал за так называемую А-сторону – за все то, что человек видит и может потрогать. Но есть еще Б-сторона, соединения деталей, чего человек не видит, но, тем не менее, кто-то это должен придумать и сделать. И сейчас очень часто мы передаем модель, которая уже продумана и спланирована и с точки зрения дизайнера, и с точки зрения всех тех, кто работает над другими группами деталей конструкции. И, таким образом, мы с инженерами находим общий язык – у нас сотрудничество 50 на 50.

Для СХ-9 мы сделали новый цвет, он называется MachineGray– такое тягучее, гибкое «серебро», которое как раз-таки эту машину символизирует.

Основные две эмоции, которые мы хотели бы отразить: чувство удовлетворения у папы, который легко и приятно отвез своих детей в школу, и чувство избранности и престижности у мамы, которая с комфортом отправляется с мужем, скажем, в ресторан. Но при этом они не едут в «мешковатом» минивэне

Глобальный и национальный – два противоположных течения, сменяющихся  время от времени одно на другое. «Мазда» – из маленького японского города, и в этом городке достаточно аутентичности, за которую покупают «Мазду». В мире есть волны разных трендов, и сейчас тренд такой.

Главная «засада» для дизайнера – прекратить работу над какой-то задачей, потому что машина идет в производство. При этом во всех современных инновационных системах каждую неделю выходит новое обновление, но вы должны на каком-то этапе, вот сегодня, 13 ноября 2015-го, сказать «стоп». А прогресс идет вперед. И хотелось бы, чтобы производители автомобилей были более мобильными в этом плане.

cx3_Mazda_16.jpg

Основной цвет салона – черный, но у нас всегда посередине панель другого цвета. Поэтому впечатление разбивается, и благодаря этой вставке черный делается облегченным, и, таким образом, вы получаете месседж о том, что это более легкий, «воздушный» автомобиль. Если вы будете смотреть на нишу семиместных автомобилей, неужели вы найдете такой же эмоциональный автомобиль, как «Мазда СХ-9»? Уверен, что нет, наверняка нет. Эта ниша пустовала, и теперь в ней мы.

Томас Роте, Mazda: «Я покупаю запчасти в Южном порту!»001.JPG

Бронислав Виногродский: «И ты – урод, и я – урод»002.jpg

СCадаеши Кояри: «Гарантирую пуск дизеля Lexus при -35ºС»003.jpg